среда, 6 февраля 2013 г.

ужасное здание для сложившейся городской среды

Архитектурный замысел по организации пространства требовал наличия обширных незастроенных площадей: на месте разбираемых построек хозяйственных дворов усадеб авто

Тема насыщения города садами и парками, в сторону которых должны ориентироваться жилые группы, свободно размещаясь на городских территориях, становится «общим местом» для многих градостроительных концепций этого времени. В этой ситуации участок, отведенный Гинзбургу для реализации новых идей расселения, можно считать идеальным. Обширная проектная площадка, два усадебных сада, по сути, готовый парк, позволяли свободно разместить новые корпуса на этой территории. В какой-то степени можно сказать, что новый комплекс был преемственен московской городской усадьбе с ее композиционно и функционально целостным миром, где сад неотъемлемая часть жизненного уклада. Основной объем жилого дома автор расположил на территории усадебных садов, отмечая в пояснительной записке к проекту: «В виду неровности участка, вызывающего в подобных случаях устройство большой поверхности цоколя, в настоящем случае дом поднят в большей своей части на высоту 2,5 метров на отдельных столбах, что является более экономичным и, кроме того, сохраняет нетронутой площадь парка».

Под строительство дома Наркомфина в апреле 1929 года была отведена территория двух городских усадеб с обширными садами, парадная застройка которых выходила на Новинский бульвар. В материалах проекта отражено, что создаваемый дом был задуман как развитый комплекс и должен был состоять из нескольких корпусов: собственно жилой корпус, коммунальный центр (столовая, физкультурный зал и читальня), детский корпус (ясли и детский сад) и служебный корпус (прачечная и сушильня). Сложная дифференцированная функция предполагала создание соответствующей композиции. Судя уже по первым вариантам генплана, авторы стремились «пространственно насытить» композицию комплекса. Идея комфортабельного жилища нового типа требовала не только иной функциональной организации, но и нового пространственного воплощения. В конце 1920-х годов профессиональная архитектурная общественность была увлечена поиском новых систем расселения: ведутся дискуссии в прессе, проводятся конкурсы, делается попытка отказаться, по формулировкам ОСА, от «старого стихийного города кварталов, казарм, оторванного от природы, случайно привязанного к промышленности, монотонностью лишающего человека жизненного тонуса».

Про Дом Наркомфина писали многие и, прежде всего, сам автор, Моисей Яковлевич Гинзбург, для которого это здание уже в процессе проектирования и строительства стало программным произведением, где он смог воплотить основные принципы конструктивизма. Тем не менее, история проектирования и строительства здания освещалась мало, по большей части в предпроектных историко-культурных исследованиях. Мало кто знает, что Дом был задуман как комплекс, где все элементы были связаны в сложную пространственную систему. Размещение объемов на обширной территории, их композиционное взаимодействие были крайне важны для автора, так как творившие в эпоху авангарда архитекторы, как никто, понимали, что, по изречению Ладовского, «архитектура искусство, оперирующее пространством».

Думается, здесь нет необходимости разъяснять, что значит Дом Наркомфина для русского архитектурного авангарда, прежде всего, как своего рода подлинный документ непростой эпохи, которая, отдаляясь во времени, все больше и больше поражает взлетом архитектурной мысли, появлением как бы ниоткуда новых форм и образов, ставших сегодня хрестоматийными.

Дом Наркомфина это словосочетание сразу вызывает ощущение тревоги и необходимости что-то предпринимать в защиту уникального памятника. Проблемами его спасения озабочены многие: профессионалы историки и архитекторы, общественность и даже чиновники. Тем не менее, разрушающееся здание так и стоит в центре Москвы «немым укором». В этом материале мы приводим не только историю строительства памятника, но и хронику продолжающейся борьбы за его сохранение, а также проект предмета охраны комплекса дома Наркомфина, разработанный специалистами Мастерской 20 Моспроекта-2.

Материалы статьи, опубликованной в журнале «Московское наследие» ( 4 за 2007 г.)

Архнадзор » Архив » Дом Наркомфина. Жизненные коллизии

Комментариев нет:

Отправить комментарий